Ждут ли Путина посмертные страдания?
Конец Московии и наступление мета-геополитического будущего русичей
Хаос, по теоретическому и вошедшему в широкое бытовое употребление определению, по сути своей есть беспорядочная слиянность материи и пространства, образующих своего рода кластеры. В иносказательном и поэтическом смысле это беспорядок, смешение. Функция хаоса как инструмента - как принято считать, разрушение связей между элементами системы, дестабилизация зафиксированной гармонии. Однако, если мы исследуем этот вопрос глубже, то увидим, что приписываемое хаосу свойственно энтропии.
Принято думать, что продуктивная деятельность архитектора связана с организацией порядка, гармонии, равновесия, спокойствия. Однако возникает состoяние, когда эти цели начинают провоцировать другие чувства и состояния – пресыщенность, "инертность" зафиксированных форм и окружения. Униформизм, стандартизация, и унификация в состоянии перебора становятся причинами психологической и психической неудовлетво-ренности.
Вот здесь-то и возникает необходимость в качественном пересмотре объективной реальности. Становится понятным, что зло может быть добром. Состояние материи и пространства зависит от организационной деятельности человека . Архитектор, естественно, обращается к приемам, которые, формально и терминологически в явном порядке не всегда фигурируют как хаос, но, по сути, ими являются, к нему бескомпромисно могут быть отнесены.
Хаос, становясь зависимым от индивидуального вкусового уровня и фантазии архитектора-творца, отражается в проектируемых им объектах Взаимодействие архитектуры и хаоса – по мнению практикующего архитектора и издателя интернет-журнала "Архитектура и хаос" Алексея Иванова - является сутью нашей профессии. "Архитектура – это то, чем мы занимаемся. Хаос - это все, что нас окружает".
Функция хаоса - редукция однообразия, визуальной скуки, придание архитектуре индивидуальной образности.
Это наблюдается, например. в стремлениях архитекторов уменьшить эффект монотонности при восприятии ритмического построения фасада значительной протяженности, Под ею подразумевается метрический ритм с более чем тройным зрительным шагом (см. И. Середюк. Информационная ценность эстетических средств современной архитектуры. Архитектура СССР, № 2,1978). В этих случаях архитекторы применяют различные видоизменения ритмов ( метрические ряды с интервалами и без интервалов, метрические ряды с чередованием элементов двух видов., метрические ряды с чередованием неравных элементов и др). (Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции. М. 1971). Такие ритмы требуют полного раскрытия кодовых систем, а также системы ассоциаций, порождаемой кодовой системой на основании индивидуальных методов декодирования реципиентом информационных сообщений.
Кодовые системы ритмов в какой-то мере симметричны. Они не способны акцентировать внимание реципиента на отдельных архитектурных решениях, не принадлежащих элементам, образующим этот ритм. Необходимость же подобной акцентации приобретает особое значение в современной архитектуре, заостряющей внимание реципиента на найболее специфических элементах. Многие архитекторы добиваются подобной акцентации нарушением ( разрывом) созданной ритмики. (Середюк И.И., Курт-Умеров В.О. Городская среда и оптимизацция деятельности человека. Львов.1987)
Примером подобного решения может служить здание Секретариата в Чандигархе Ле Корбюз?е, в котором протяженный монотонный ритмический фасад разрывается сильной пластической композицией., иными словами, введеним хаотического элемента . Таким образом понятие хаоса в бытовом смысле отличается от смысла хаоса в архитектуре… Разрабатывая фасад здания, архитектор начинает не с хаоса, а с упорядочения повторяющихся пространственных, конструктивных, выразительно- изобразительных и других элементов. В этом смысле они первичны. Обратные приоритеты могут иметь место лишь в авторских решениях.
Тогда управляемый хаос (Гауди, Гундертвассер, Гери, Спийброк) проявляется в экстремистской (дискуссионной) форме… И кто-то воспринимает его как новаторство, а кто-то как безвкусицу.
Проблема организованного (рукотворного) хаоса особенно актуальна в дигитальной архитектуре, для которой характерно в большей степени, чем в аналоговых решениях, использование хаотических, то есть разнообразных, элементов. В принципе хаос здесь не является выражением безпорядка и дисгармонии, а возможностью создания порядка нового. Порядка, в котором контрастные формы не соперничают друг с другом, а гармонируют, образуя новое динамическое разнообразие. Вместе с тем, вероятность возникновения хаотического нагромождения здесь более вероятная. Когда она вымыкается из рук архитектора и возникает хаотическая безвкусица.
Нельзя не обратить внимание на японскую градостроительную практику, в которой хаосу отведено ведущее место. Хаотическая застройка японских городов вызывает обычно критику европейцев, на которую японцы отвечают прогнозом : Европа раньше или позже пойдет этим же путем.
Кажется такой возможности Европе действительно не избежать. Попытка голландской фирмы Xaotik застроить в метрическом ритме бульвар хаотическими корпусами гостиницы Beachnes свидетельствует, что этот ритм должен быть иным. Что он должен быть также хаотическим, и его надо изобрести. Задача, естественно, станет еще актуальнее, когда архитектура обогатится новыми измерениями.
Во второй половине ХХ столетия возникли теоретические предпосылки для развития такого математического направления как теория хаоса. Учению, с самого начала его возникновения, пришлось защищать свой статус, согласно которому предметом теории хаоса является не беспорядок, а порядок, сама его сущность.
Теория хаоса представляет собой математичекий аппарат, описывающий некоторые сложные нелинейные динамические системы, подверженные при определенных условиях явлению, известному как хаос. Явление это отражает сильную чувствительность систем. Ее поведение кажется случайным даже, если модель, описывающая систему, является детерминированной, то есть подчиняется некоторому строгому закону. Примерами подобных систем являются атмосфера, турбулентные потоки, биологические популяции, общество, как система коммуникации, его экономические , политические и другие подсистемы (Григорий Мучник. Упорядоченный беспорядок, управляемые неустойчивости. "Химия и жизнь", № 5 ,1985).
Теория хаоса наталкивает на мысль о возможности детермининировать хаос в архитектуре. С созданием квантокого компьютера, с предполага-емым облегчением доступности к математике, архитектура могла бы, попытаться, например, с помощью теории информации, теории виденья и теории хаоса определить вероятностное. количество элементов новизны, необходимое для психологически комфортного восприятия архитек-турного объекта. Или: используя теорию шумов и математический аппарат теории хаоса, повысить информационную и эстетическую ценность градостроительной развертки (панорамы) (гипотетические диссертационные темы).