Ждут ли Путина посмертные страдания?
Конец Московии и наступление мета-геополитического будущего русичей
В систематическом плане самой первой и в этом смысле наиболее важной, но в то же время и абстрактной ступенью тео-космогонического процесса является Хаос. О том, что, по этимологии, это - "зияние", "зияющая бездна" или "зияющее пространство", уже говорилось выше ("История". Введение). Гомер о нем не знает. У Гесиода он - подлинное начало, но у орфиков выше него - Хронос (из которого Эфир и Хаос), а у Гигина - Туман (Caligo). Овидий понимает его менее абстрактно - просто как бесформенную материальную массу. Понимали его в античности и как воздушное пространство, и как пространство просто (отчасти уже Гесиод), и как Аид, и как вечность, не говоря уже о метафорах. Наиболее осознан миф о Хаосе у орфиков и неоплатоников. Учитывая изначальность Хаоса и предшествие его всему чувственному и всему смысловому, они полагают его в основе самой идеальности, а учитывая его беспредельную распространенность, они учат о его диадичности. Получается, таким образом, миф об интеллигибельной материи, о "безднах" в недрах самой идеальности (не говоря уже о реальном).
Гесиод пишет:
Прежде всего во всей вселенной Хаос зародился, а следом Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный, - утверждая, что Хаос есть место, вмещающее в себя целое. Именно, если бы он не лежал в основании, то ни земля, ни вода, ни прочие элементы, ни весь космос не могли бы и возникнуть. Даже если мы по примышлению устраним все, то не устранится место, в котором все было, но оно остается, содержа три измерения: длину, глубину и ширину, не считая сопротивления. Вот это-то и специфично для тела.
Вот одна тео-космогоническая генеалогия:
Из Тумана - Хаос;
Из Хаоса и Тумана - Ночь, День, Эреб (мрак), Эфир...
Обобщая различные космологии, заметим, что в основном все сущее появляется:
1) из Хаоса;
2) из Тьмы (с различными наименованиям: Ночь, Тартар, Эреб);
3) из Хроноса;
4) из той или другой стихии (ВОда, Земля);
5) из Океана;
6) из Яйца.
Таким образом, мы видим, какие парадигмы античными авторами относились к знаковому ряду Хаоса.